Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
30 апреля 2014
До конца марта текущего года в Госдуму будет внесен один из двух альтернативных законопроектов, который обяжет нефтяные компании финансировать мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий разлива нефти на шельфе, - пишет в понедельник газета "Коммерсант" со ссылкой на источники.

Первый законопроект подготовлен Минприроды в соответствии с поручением президента и правительства. После ряда согласований в середине февраля проект был повторно внесен в правительство, в ближайшие дни он будет рассмотрен кабинетом министров, после чего будет направлен в Госдуму. Второй, разработанный при участии экологических организаций, будет внесен депутатами до конца марта.

Законопроект Минприроды предполагает внесение поправок в законы "О внутренних морских водах" и "О шельфе". Как пояснила "Коммерсанту" глава юридического департамента Минприроды Светлана Радченко, проект ведомства ужесточает экологические требования и определяет необходимые меры по предупреждению разливов нефти при проведении буровых и иных работ с нефтяных платформ.

При этом нефтяным компаниям предлагается на выбор три варианта финансирования мероприятий по недопущению и ликвидации аварий на шельфе: банковская гарантия, договор страхования, или создание в самой компании резервного фонда.

"Объем резервного фонда для каждой компании будет определяться исходя из плана работ, прогноза стоимости аварийных работ, прогнозной суммы средств, необходимых для возмещения вреда, причиненного морской среде, в соответствии с методикой расчета, утверждаемой Минприроды", - рассказала Радченко, отметив, что Минприроды не поддерживает идею создания спецфонда для финансирования ликвидации последствий крупных разливов нефти.  

Альтернативный законопроект будет внесен в Госдуму депутатами до конца марта, сообщил изданию член комитета Госдумы по экологии Виктор Зубарев.

В отличие от поправок Минприроды, законопроект распространяется не только на нефтедобычу, но и на транспортировку нефти, а также на все остальные процессы, связанные с безопасностью нефтедобычи на шельфе, от проектирования объектов нефтедобычи до вывода их из эксплуатации. Законопроект предусматривает экологический, в том числе общественный, контроль за состоянием морской среды. При этом для финансирования работ по предотвращению и ликвидации последствий разлива нефти предполагается создать специальный фонд. Планируется, что он должен формироваться за счет отчислений нефтяных компаний (размер взноса определяется в процентах от страховой суммы по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца объекта нефтедобычи), а также за счет средств федерального бюджета, экоштрафов и других платежей
Нефть и нефтепродукты являются одним из самых опасных и распространённых загрязнителей почв и водоёмов. Достаточно вылить в воду 1 литр нефти, чтобы погубить более 100 млн. личинок рыб и других морских организмов, а в воды рек, озёр и Мирового океана ежегодно по разным причинам попадает от 2 до 10 млн. т нефти. Космической съёмкой зафиксировано, что уже около 30 % поверхности океана покрыто нефтяной плёнкой.
Аварийные потери нефти в России, обусловленные как изношенностью трубопроводов и оборудования, так и несоблюдением технологической дисциплины при бурении, эксплуатации, хранении и транспортировке нефти и нефтепродуктов, достигают 25 млн. т в год.
В настоящее время основными способами ликвидации нефтяных разливов на местности являются их механический сбор, в ряде случаев с использованием сорбентов, с последующим выжиганием или захоронением остатков путём посыпки песком или торфом.
Химические методы (ПАВ, диспергаторы, отвердители) находят применение, главным образом, для очистки воды.
Микробиологические методы относятся к числу наиболее прогрессивных технологий и основаны на использовании нефтеокисляющих бактерий для деструкции нефтепродуктов. Преимуществами биологических способов обезвреживания являются не только их сравнительная дешевизна, но и почти 100 %-ная утилизация конечных продуктов, общее снижение антропогенной нагрузки за счёт использования естественных природных процессов.
Вернуться к списку